komi (komi) wrote,
komi
komi

Categories:

Тасма, пояс оленевода с ножнами, ижемские коми, конец XIX века - 1970-е гг.

Оригинал взят у catofoldmemory в Тасма, пояс оленевода с ножнами, ижемские коми, конец XIX века - 1970-е гг.
Интерес к этническим ножам, естественно, не ограничивается исключительно клинками. Ножны, подвес и пояс бывают не менее замечательны, чем нож. Более того, у оленеводов (ижемских коми, ненцев, саамов, хантов и манси) пояса гораздо интересней, чем, как правило, скромные ножи.
Повезло приобрести в коллекцию один из таких поясов, фотографиями которого и делюсь с любителями ножевой этники.

Честь изобретения пояса оленевода в современном его виде оспаривают друг у друга коми  - имежцы и ненцы. Скорее всего можно говорить о совместной разработке - когда отдельные удачные элементы охотно заимствовались и передавались дальше соседям.  Чувствуется и влияние старинных боевых поясов народов Евразии - широкие, толстые и прикрытые массивными металлическими бляхами они не только позволяли закрепить снаряжение и оружие, но и играли роль брони, прикрывая живот и почки. Прекрасные статьи о таких поясах http://kronk.spb.ru/library/dobzhansky-vn-1990-2.htm (иллюстрации к статье тут https://vk.com/album-26244069_178614772) и  http://www.kunstkamera.ru/files/lib/5-88431-129-X/5-88431-129-X_04.pdf
Оленеводы были достаточно воинственными для частых войн между собой, а позже и для восстаний против властей, так что до сих пор о военном значении пояса помнят и весьма этим гордятся - рекомендую посмотреть замечательный фильм о ненецких поясах - где не только подробно показаны пояса и ножи, но и толково рассказывают об их символике и назначении - http://www.trksever.ru/programs/vipuski_teleperedach/detail.php?ELEMENT_ID=1465 .
Так как оленеводам достаточно проблематично самим заниматься металлообработкой, металлические бляхи заказывались и покупались у русских кустарей. Активно торгующие по всему европейскому и уральскому северу купцы из коми развозили одинаковые бляшки на большие расстояния, так что идентичные украшения мы можем видеть как у саамов Кольского полуострова, так и у хантов в Зауралье. Этот факт, к  сожалению, затрудняет точную идентификацию пояса, если он пришел без указания места изначального приобретения. Купленный мой экземпляр, скорей всего, если судить по тому что нож подвешивался с правой стороны, бытовал у коми - ижемцев.

Пояс сделан примерно в 1960-70х гг. с использованием старинных украшений и части подвесов от пояса конца XIX - начала XX веков. Утраченные элементы мастер заменил тем, что попалось под руку, особо не заморачивался аутентичностью, активно использовав провода и пластик. Увы, и с этой версии утрачено много.

Размеры пояса  - 107 см. длиной, 6 см шириной. Основа - кожа, на которую полосой по центру нашита ткань малинового цвета. Рассмотрим, что такого интересного на поясе имеется.

Справа - большая старинная ажурная бляшка из латуни (длина почти 9 см, толщина аж 4 мм!) - часть ременного зацепа (вторая утрачена)


Как застегивалось - видно на фото, взятом отсюда - http://www.ugra-start.ru/ugra/yanvar-2014/1707


Бляхи то по фигурным вырезам идентичны - один образец для огромных территорий
Что у хантов (скан с книги о Тобольском музее)
(без названия)

что у саамов Кольского полуострова (музей города Мончегорск http://mig.org.ru/detali-ohotnichey-tasmyi/)


Явно все эти бляхи с одного центра производства конца XIX - начала XX вв.
Равномерно по всей длине пояс украшен пришитыми пуговицами и ажурными бляхами - некогда их было 9 - нечетное число, как и положено, осталось 6 латунных и 2 пластиковых.


Ромбические бляхи старинные, дореволюционные. Крайне любопытны. Весьма древний символ - пламенеющий (или прорастающий) ромб с крестом внутри. Известен как у земледельческих народов еще со времен Триполья, так и у финно-угров, встречается на древних уральских писаницах.
Эти семь латунных блях имеют внизу ушко для тонкой цепочки, но при пересоздании пояса мастер предпочитал провязывать новые ремешки и цепочки через большие отверстия.
Три бляхи (сохранилось две) были вырезаны из пластика и совершенно другой формы. Кустарей, делавших бронзовые бляхи, советская власть ликвидировала, потому и пришлось отступить от традиций, когда либо латунные бляхи были утеряны, либо их изначально нехватало.

Ножны подвешаны на двух цепочках справа

Цельнокожанные, внутри никаких деревянных вставок.


У клинка была широкая рукоять и весьма узкое лезвие - классический нож оленевода, жаль что сгинул в неизвестность.
Примечательны цепочки подвеса ножен, куда собраны самые разнообразные элементы.
Справа два S-образных зацепа и цепочка между ними - всё латунь с весьма старой патиной.
Слева - один S-образный зацеп, кожаный ремешок и кольцо, вырезанное из крупной полой кости - судя по патине - старое и весьма. Для украшения добавлены квадратики серого пластика.
По центру пояса должны были висеть цепочки с клыком медведя  - не сохранились.
С левой стороны пояса на двух цепочках висит чехол для точильного камня.
Сделан с кожи, украшен нашитыми пуговицами (точно такие же на поясе между бляшками - не старые и не интересные).



А вот крупное латунное кольцо - старинное и литое

Цепочки ж, хоть и латунные - но явно моложе цепочек с подвеса ножен.

Даже в таком неполном комплекте подобный пояс весьма редок - оленеводы крайне ценят свои пояса, особенно старинные латунные бляшки, и потому раздобыть в коллекцию что тамошние ножи, что пояса с ножнами весьма и весьма непросто.

Кто заинтересовался подобными поясами - весьма рекомендую тему про ножи и пояса коми http://rusknife.com/topic/8839-%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8/page-1
Там очень много интересных фотографий с музеев и с оленеводческого быта. Есть конечно и минусы - часто не указано, откуда взята фотография, есть непонятные несуразицы. К примеру, просматривая ту тему в поисках информации о поясе, неожиданно узрел знакомые фото - причем ножа то с Тунгуски со своей коллекции http://rusknife.com/topic/8839-%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8/page-6 - пост 169. Что забыл нож эвенков в теме "ножи коми"? Неясно. Причем даж не указано, что нож то не коми стопроцентно, чем вводят читателя в заблуждение. Также занятно - "забыли" указать, что взяли фото с моего поста в этом сообществе  http://ru-knife.livejournal.com/2900042.html .  При этом на каждой странице внизу тамошнего сайта гордо указано "Внимание! При копировании материалов с сайта http://rusknife.com ссылка на источник обязательна" - свой труд ценят - а вот чужой что-то нет). А уж с каких мухоморов (пост 172 в теме) человек, присвоивший мои фотографии, стал авторитетно утверждать, что у ножен сфотографированного ножа снизу есть отверстие - боюсь и гадать. Нету там никаких отверстий. Такие вот чудесные перемещения ножа от эвенков к коми с образованием лишней дыры в ножнах). Но, исключая сей забавный казус, тема вкусная и полезная, обязательная к ознакомлению.
Еще с полезных материалов по поясам, что нашел в сети укажу
 http://serebryakovaa.livejournal.com/498390.html?thread=6725590 - есть фотография убойного по шикарности ненецкого пояса с музея Салехарда
http://sevprostor.ru/expeditions/barents-sea-vaygach/234-karatayka.html - есть фото и опсиания двух поясов, один из которых тоже с красной тканью по центру.

Буду весьма благодарен за уточнения и дополнительную информацию. Узнать бы, где делали столь массово латунные бляхи для оленеводов век назад. Не нашел нигде фотографий поясов с ромбическими бляшками как на представленном в этом посте. Возможно, кто-то с читателей прояснит их символику и этнографическую привязку. Ушко под маленькую цепочку или даже нитку предполагает подвес чего-то небольшого - шумящей подвески или колокольчика. Уж не взяты ли ромбические бляхи на пояс с других украшений по утрате оригинальных? Мастер то, переделывая пояс и сотворив новые бляхи с пластика, не стал повторять ромбические, возможно, не сочтя их традиционными


Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments