komi (komi) wrote,
komi
komi

Categories:

Сергей Сотников вот уже 15 лет следит за взлетной полосой в селе Ижма

Оригинал взят у priderussia в Сергей Сотников вот уже 15 лет следит за взлетной полосой в селе Ижма

«Меня спрашивают, зачем я поддерживаю аэропорт в рабочем состоянии. Я просто верю в возрождение малой авиации.

О происшествии

Все случилось осенью 2010 года. Было 7:40 утра, я собирался на работу, только вышел из дома и увидел в небе самолет, который совершал посадку на нашу взлетно-посадочную полосу. Я запрыгнул в машину и помчался туда. Понимал, что нужна срочная помощь, произошла авария. Вы спросите, почему я был так удивлен, когда увидел самолет? Просто, у нас уже много лет официально нет взлетно-посадочной полосы для таких агрегатов, аэропорт не функционирует, самолеты не летают.

О самолете

ТУ-154М летел из Якутска в Москву, на борту 72 пассажира, 9 человек экипажа. Произошло замыкание, насосы отказали, работал только резервный бак. Возможно, в тот день трагедии было не миновать. Необходима была срочная посадка. Какое-то время самолет кружил над селом, искал место: мелкий лес, поляна, речка… И тут, командир судна увидел взлетно-посадочную полосу. Информации о ней нет, официально закрыта, но других вариантов не было, приняли решение совершить экстренную посадку здесь. Ту-154М медленно снижался. Прикосновение с землей. Все люди на борту вздохнули свободно. Но полоса рассчитана на малую авиацию, при такой скорости посадки самолет выехал за полосу, прокатившись по земле еще на 164 метра. Когда я подъехал к площадке, самолет уже стоял неподвижно, были сильно повреждены крылья. Пассажиры спускались по аварийному трапу, одни истерически смеялись, другие плакали, третьи возмущались. Но самое важное – они были живы. Всех людей транспортировали на вертолетах в ближайший аэропорт, откуда они смогли улететь в Москву.

О полосе

Все обошлось, в тот день сработали многие факторы: профессионализм экипажа и удача, что смогли найти такую площадку. Но могло быть все иначе, посадочная скорость ТУ-154М – 420 км/час. Представьте, что бы случилось, если не эта взлетно-посадочная полоса, которая давно закрыта, денег на ее функционирование не выделяется – погибли бы люди. Возможность спасения в такой ситуации минимальна.

Вернемся лет на 20 назад. Лучшие времена для развития авиации в районе: дорог в Ижме не было, все привозилось по реке, либо самолетом. Когда в 1993 году построили железную дорогу, то малая авиация ушла на второй план. Начались огромные сокращения. Я тогда работал начальником аэродрома, из которого теперь функционирует лишь вертолетная площадка. Не сразу все разрушилось: посадочный порог сократили с 1340 метров до 800. Полеты начали совершать через день, три раза в неделю, а потом вообще прекратились. Из 300 человек – работников аэродрома – остался я один.

Об энтузиазме

Я не мог позволить, чтобы единственная в округе взлетно-посадочная полоса просто заросла лесом и мусором. Этот объект еще мог послужить на пользу людям. Русский народ такой, дай волю, все под свои нужды переделает. Все эти годы слежу за порядком: вырубаю подрастающий в стыках между плитами ивняк, не даю оставлять на взлетке машины грибникам. Однажды был случай: односельчанин нарубил дрова и сложил их прямо на бетонке. Многие раскидывают мусор, молодежь бутылки оставляет – все это провоцирует аварии для самолетов и вертолетов.

О мнениях

Когда штат сократили, и я решил не бросать аэродром, люди восприняли это по-разному. Работники авиации понимали, что взлетно-посадочная полоса имеет огромное значение, но бесплатно работать никто не хотел. Люди, которые далеки от авиации, крутили пальцем у виска: «Заняться не чем? Что дурака валяешь? О семье подумай!» А я всегда думал о своих близких, поэтому работал на основной работе и занимался аэродромом. После случая с ТУ-154, мнения односельчан резко изменились. Все поняли, что могла произойти ужасная трагедия для всей страны. Как говорили после случившегося: «Ижемская земля спасла сотни людей!» Я рад, что так мои труды идут во благо нашего общества.

О награде

Мы до сих пор общаемся с экипажем того самолета, присылают мне открытки, поздравляют с праздниками. Недавно созванивались с Евгением Новоселовым – командиром воздушного судна, вспоминали тот день. Он навсегда останется в памяти. Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени вручил мне глава Республики Вячеслав Гайзер. Приятно, что оценили мой труд, я делаю свою работу, эта награда больше для моей семьи.

О семье

Благодарен своей семье, за их поддержку и веру в мои силы. Моя жена тоже работала в аэропорту, продавала билеты в кассе, после сокращения она помогала мне по содержанию порядка на взлетно-посадочной полосе. У меня три дочери и уже шесть внуков. Это счастье, когда у тебя большая и дружная семья, и ты занимаешься любимым делом.

О счастье

Я счастливый человек. Закончил Егорьевское авиационно-техническое училище гражданской авиации. С 17 лет иду по «дороге» жизни в авиации, прикипел всей душой к этой стихии. Вы видели самолет? Это живой робот. Представьте, темень страшная, вокруг лес, и он летит на помощь людям: находит, спасает. Ощущение значимости, нужности людям – ни с чем не сравнить. Когда делаешь свое любимое дело, помогаешь, трудишься во благо – ты живешь. Вот оно счастье…»


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments