komi (komi) wrote,
komi

Сердце северных гор

Оригинал взят у belkn в Сердце северных гор
    Поход на Приполярный Урал 17-30 июля 2011. Часть третья.

Пришло новое утро, светлое и ясное, с наступлением которого надо было решить множество вопросов. Выяснилось, что вчера, вылавливая уплывающую сумку, Игорь отбил себе до почернения палец на ноге и посадил на поясницу синяк размером с блюдце. О чём он сообщил мне, по совместительству медсестричке экспедиции. Палец обработали мазью, забинтовали, чтоб нельзя было пошевелить, и запаковали в напальчник. Слава богу, это была единственная ситуация за весь поход, когда мне пришлось оказывать кому-нибудь первую помощь. Хотя не задолго до похода я прошла курсы первой помощи и собрала внушительную аптечку, очень надеялась, что мне ничего из этого на практике применять не надо будет. Второй моей задачей было пересчитать меню с учётом уплывших продуктов на последние два дня. Хорошо, что у меня в запасе был 1 приём пищи (резерв на чёрный день), меню нарисовалось быстро и без сильного ущерба в питании. Но сухари, которые все так проклинали в начале похода, теперь стали дефицитом; того, что я доставала на ужин или перекус, хватало на 5 минут трапезы. Третьей задачей было придумать, как и на чём теперь готовить еду. Завтрак я снова сделала в мисках на горелке, но это была быстрорастворимая овсяная каша. С гречкой, рисом и чечевицей такой фокус не прокатит, да и газа осталось мало. Мы надеялись найти в балоке у слияния Косью и Манараги какой-нибудь хоть захудалый кан или кастрюлю. А ещё поспрашивать встречные группы на предмет случайно выловленных наших вещей и одалживания или продажи кана. И четвёртой задачей было переправить катамараны к более-менее подходящему месту для начала сплава. Ну и заново распределить оставшийся груз по ним.

Река Манарага

В месте нашей стоянки ещё бушевала непокорная выходная шивера, поэтому решили начинать сплав ниже. Мы с Надей снова занялись переносом вещей на полкилометра ниже по течению, на ровную полянку. Мальчишки отправились проводить Патриота и Сосиску по берегу, но чуть позже, оседлали их и сплавились до места погрузки. Пока мы ждали мальчишек на берегу, я решила сделать небольшую разведку вниз по шивере. На одном из перекатов я увидела в воде посреди речки синий лоскут, и вдруг проснулась надежда, что это может быть кан или противень. Зайти в воду и выловить этот загадочный лоскут оказалось не возможным. Когда подошли ребята, я показала им его. Но после 5 минут попыток Вадим с катамарана выловил только оборвыш от полиэтиленового пакета, который просто намотало на камень. До этого напротив нашей стоянки мы тоже выловили кусок красного полиэтилена. Мальчишки так же не сидели без дела, Виталик и Игорь, оставшись без денег и паспортов, прилагали все усилия по поиску пропавших вещей, как и я со своими канами. Мы ждали их с разведки шиверы, что поймала нашего Сосискина, и вот они вернулись. У них в руках оказались чудом откуда-то выловленные чехол от байдарки Щуки с 2 кг свежего лука внутри, байдарочное же весло и ни одной нашей вещи.

Река Манарага и гора Манарага

Тем временем, прошла половина дня, а мы только тронулись в путь. Манарага ни на миг не останавливала своего бурного течения, и до слияния с Косью мы шли по шиверам. Под вечер наши экипажи добрались до слияния рек. Решили встать на ночёвку прям на стрелке, так как разведка показала наличие неплохой стоянки, а ещё здесь, на довольно широкой равнине между гор гуляет ветерок, который отгоняет надоедливый гнус. Да и виды отсюда открываются шикарные. Горы как бы отступают на второй план, только гора Манарага, напоминающая по форме медвежью лапу, смотрит свысока на свою буйную тёзку. Мы сидим на берегу, любуясь красивым дымчатым закатом, и мечтательно смотрим на гору. Если бы не наша авария, то вчера мы пришли бы к подножию горы, а сегодня делали бы радиальный выход к вершине Манараги. Но не сложилось – и день потерян, и ботинки Вадика тоже.

Готовим ужин в мисках

Для приготовления ужина использовали чугунную арматурину, каким-то чудом оказавшуюся в нужном месте в нужное время. Из неё и из камней сложили подобие плиты, и крупа варилась на этой плите в двух самых больших мисках. Тогда я мысленно всех благодарила за то, что отдали предпочтение обычным металлическим, а не навороченным термо мискам. На ночь снова поставили наш вигвам, но Игорь ушел спать под ёлку, так как за прошлую ночь совершенно не выспался. В уцелевшем внутреннем тенте от палатки-четвёрки место хватало на пятерых, шестому (каждую ночь это был разный человек), приходилось туго. Он как лишний карандаш из узкой коробки выскакивал и не укладывался в ряд.

Вертолёт над Манарагой

Утром, пока складывали вещи на катамараны, увидали вертолёт, который долго кружил над полянами под Манарагой и, наконец, высадил своих пассажиров. Мы тронулись в путь. После слияния Косью и Манараги река становится широкой и глубокой, но пока тут по-прежнему нет живности. Через полкилометра зачалились пообщаться с прилетевшей группой москвичей. Сообщили им о наших потерях, и попросили смотреть по сторонам – вдруг чего вынесло на отмель. Лишних канов у ребят не оказалось…

Балок под Манарагой

Ещё через какое-то время мы оказались у балока под Манарагой, опять зачалились и поднялись на стоянку. В балоке кастрюль мы не нашли, был дырявый чайник и большая двухлитровая миска. Её и крышку от ведра мы у турприюта позаимствовали, о чём и написали в журнале. Да, про записки я не рассказала. В каждом турприюте на стенах висят клочки бумаги, проходящие мимо туристы пишут здесь свои путевые заметки: откуда они, какой у них маршрут, что с ними приключилось, какая погода и т.д. Мы написали о нашем кораблекрушении и оставили контакты, чтобы с нами могли связаться те, кто выловит наши вещи. Этот балок был поприятнее Оленьего, хотя бы сухой крышей отличался.

Вода в Косью

После позавчерашнего адского сплава, а точнее обноса, новый день казался сказкой. Солнечное небо, шустрые безопасные шиверы и один из самых красивых порогов на реке – Труба или мраморный каньон. Порог находится в 3 километрах от балока под Манарагой. Река стремительно уходит в узкий коридор из высоких скал, делая левый поворот в самом начале и прижимаясь к правому берегу, резво скачет по обливным камням, пенится и через метров 200 успокаивается. На левом берегу со скалы открывается хороший просмотр на порог, и с высоты десятка метров чистейшая вода Косью кажется бирюзовой. Порог мы проходили со съёмками, и удовольствие от прохождения получили немалое. За порогом снова плёсы чередовались с шиверами, а река постепенно меняла своё направление, делая большую петлю и огибая гору Манарага. Величественная гора весь день наблюдала за нами с правого берега, и лишь под вечер осталась позади.

Порог Труба

25 июля. Мы тогда не знали, что ровно через год у нас родится сын

Мраморный каньон

На ночёвку по прошлому опыту мы встали на стыке долин, на хорошо продуваемой стоянке. Ветер - единственное спасение от комаров и мошки, но ветер принёс нам пусть и короткую, но сильную грозу. Пока ребята сооружали вигвам, разбирали вещи, мы с Надей готовили ужин, а Илюха ушёл со спиннингом на берег. Уже через полчаса он вернулся с большим хариусом – в реке появилась рыба. Хариуса решили оставить до запланированной на послезавтра днёвки. Стоило нам только собраться в вигвам на ночь, как порывы ветра стали отрывать стены бани от земли, и они парусом трепыхали над внутренней палаткой. Над головой шумели и стрёмно трещали сосны. Находиться под ними было страшно, да и не уснёшь в такой обстановке. Мы вышли на берег – на широкую отмель под открытым небом, чтобы в безопасности переждать ураганный ветер. Тем временем, ветер был необычный, прилетевший явно откуда-то с равнин и заполняющий холодные уральские горы. Температура воздуха была как днём – градусов 25, и мы назвали это природное явление феном. Через час ветер стих, похолодало, и мы отправились спать. В эту ночь лишним карандашом была я.

Хариус

Следующий сплавной день был насыщенным и интересным. Река потихоньку уходит из гор, становится шире и спокойней. Из интересных препятствий осталось только две шиверы 3 к.с. Шивера Кедровая – широкий круто наклонный участок реки, метров 300, на выходе на 90 градусов поворачивающий налево. Спутать её с другими шиверами трудно, т.к. крутой наклон напоминает прям-таки аквапарк. Проходится легко в любой части, главное на большие камни не наскакивать. Через какое-то время будет и шивера Аккорд, отличимая по высоким пенистым валам. Такая же широкая и быстрая, она проходится в любом месте по всей ширине, а в конце делает крутой правый поворот. На правом берегу хорошая обзорная, но очень комариная стоянка. С нами параллельно идёт группа на двух сильно узких, похожих на байдарку катамаранах, по пути мы встречаем и другие группы. Под вечер, у входа в многокилометровый каньон, на прибрежных скалах мы увидели дюжину, а то и больше туристов-рыбаков и десяток припаркованных катамаранов и байдарок. Видно, место рыбное.

– Москвичи? – крикнули нам с берега

- Нет

- А похожи

Москвичами мы представляемся редко, так как и отношение соответствующее. Иногда даже стыдно за свой родной город и туристов, его представляющих. Но отличить нас от туристов периферии просто: не было больше групп на реке целиком в неопрене, касках и спасиках.

Каньон

Каньон мы не торопясь прошли за два часа. Пороги закончились, течение было хорошее и сильное, вода прозрачная и глубокая. Я и Вадим фотографировали, Илюха рыбачил – поймал ещё одного хариуса. На закате на выходе из каньона попалась отличная стоянка, на которой мы решили и заночевать, и задневать. Не выспавшись в предыдущую ночь, эту я провела на улице, под покосившимся деревянным навесом.

Днёвка – сладкое слово! Проснулась первая, собрала черники на солнечных берегах реки, напекла всем к завтраку оладушек в миске на горелке. И зачем нам вообще каны с противнями нужны были? Оладушки с ягодой и сгущёнкой ушли быстро. Погодка радовала и располагала, стоянка оказалась отличная – с хорошими видами, удобным заходом в воду, деревянным столом и скамейками, даже с туалетом. Начались обычные днёвочные хлопоты: топилась баня, ловилась рыба, стиралось бельё, варилось черничное варенье. Вечером баня использовалась по назначению. Спала и я, и Илюха на свежем воздухе – без дождя и ветра это вполне комфортно.

Оладушки

Днёвочная стоянка

После хорошего отдыха у нас был муторный и ударный день, даже рассказывать про него особо нечего. Пороги закончились, горы отступили назад, по берегам начался низкий смешанный лес. Река разлилась по равнине, стала мелкая, и скорость течения значительно упала. Посередине реки постоянно стали возникать отмели и острова, в некоторых местах приходилось слезать с катамарана и проводить его по мели. Приходилось наугад выбирать, по какому рукаву плыть. На одном из островков мы увидели ещё один балок, теперь уже совсем гламурный, уютный и обустроенный. От скуки играли в разные устные игры, дважды устраивали перекус и беспрерывно отмахивались от гнуса, который доставал нас уже на и середине реки. Сделав за день 55 километров,  мы встали на ночёвку на невысоком жутко комарином берегу, где и двух минут без накомарников не протянешь. Но за красивым закатом приходит ночь, температура воздуха падает, и комары исчезают.

Закат на комариной стоянке

Катамаран-трамвай

А
на следующий день у нас была уже выброска. С комариной стоянки надо было преодолеть порядка 20 километров до железнодорожного моста и посёлка, которые мы прошли, связав для скорости наши катамараны «трамвайчиком». Вот и первые дома, деревянные причалы, вышки ЛЭП – цивилизация. Зачаливаемся, фоткаемся на память, сушим и собираем катамараны. На местном рабочем паровозе едем в Инту, где закупаемся едой и пивом в поезд и проводим несколько часов в ожидании. Наконец-то первые весточки родным и близким и тихое грустное настроение – всё закончилось…

П.С. на посадку в поезд было всего 2 минуты, поэтому утонувшие паспорта так никто и не спросил.

Фотоальбом от Вадима zundercom.narod.ru

Фильм о нашем походе скачать
Отчет клуба Мумми-тролли moominclub.ru
Маршрут как у нас uralkomi.narod.ru