komi (komi) wrote,
komi
komi

Categories:

Ты узнаешь, что напрасно называют север крайним

Оригинал взят у griphon в Ты узнаешь, что напрасно называют север крайним
Краткое содержание моего северо-восточного путешествия.



Длилось путешествие 19 дней с 8 по 27 июля. Так это выглядело на карте


Старт путешествия был в "Ласточке" Москва - Нижний Новгород. 4 часа за 599 рублей. Можно было конечно за 333 рубля уехать, но для этого надо было чуточку заранее билет купить. А это не про меня.


Перед отправлением на Курском вокзале заметил стоящий на соседних путях поезд "Москва - Севастополь". в характерной украинской синей окраске с жёлтыми полосками и надписью "КРИМ", но... С логотипом КрымЖД!


Нижний Новгород я посещал неоднократно и раньше, но он в этот раз был, пожалуй, единственным на моём пути городом с исторической архитектурой. Это как в предыдущем путешествии по Сибири таким красивым городом был также ранее посещённый Иркутск (только Иркутск был в конце, а НН - вначале). Хотя вся красота по другую сторону Оки, а я в этот раз на правый берег не выбирался, в районе площади Ленина есть немного красоты.


Съездил на 417 трамвае в Автозаводский район, где никогда раньше не был.


К слову сказать, трамвай этот, был единственным представителем электротранспорта, которым я в это путешествие воспользовался. Ведь дальше Нижнего ничего электрического не было.


Выезжаю на станцию Рекшино, чтобы начать стопить в сторону Кирова.


Дальше ехалось сначала небыстро по Нижегородской области.


Поворот на Красные Баки


Урень


Попал в машину к парню, возящему всякое оборудование на фермы. Рассказывал мне много интересного про развитие сельского хозяйства на Нижегородщине. Повёл меня сводил в коровник на одной из них.


Потом поймалась быстрая машинка, идущая в Киров из самого Крыма! Подвезли меня на ней через весь город на самый сыктывкарский выезд.


Поворот на посёлок Юрья.


Уже 10 вечера и я уж было собрался идти спать, но остановилась фура, идущая до самого Сыктывкара.


С ней я доехал до поворота на деревню Ыб, где и заночевал.


Ыб оказался очень приятным и душевным местом. Настоящая северорусская глубинка!


Ближе к вечеру добрался до Сыктывкара - столицы республики Коми. Город не очень большой и интересный, но довольно приятный и уютный. Множество деревянных зданий.


И старые добрые икарусы. Многие из которых сюда мигрировали из Москвы.


Едем дальше!


Ухта. Нефтяная столица, и фактически второй город региона.


В Ухте немного сталинской архитектуры и известная голова Ленина. Но сам городок поскучнее Сыктывкара, для осмотра вполне достаточно 3-4 часов.


Так получилось, что на второй день меня тут не смогли вписать, и можно было бы ехать дальше, учитывая, что я всё увидел. Но дальше было ехать в данном случае некуда, так как намеченный корабль в Нарьян-Мар планировался лишь послезавтра. А ехать до него всего 300 км. Подумав, я направился в соседний с Ухтой Сосногорск.


Город совсем безликий. На меня прямо начала нападать тоска от обилия таких унылых городов. Зачем я вообще сюда поехал? Ну на следующий день направился в сторону посёлка Щельяюр на реке Печора.


Чем дальше, тем дорога ядрёнее. Населённых пунктов очень мало, вокруг по обе стороны от дороги бескрайняя тайга. Иногда она прерывается газо- или нефтепроводом.




Официально дорога существует лишь до Ухты. То, что после - построено совсем недавно, и довольно быстро заканчивается асфальт.


Такая дорога ведёт до города Печора.


Мы же около станции Ираёль сворачиваем на север. Тут идёт нормальная асфальтовая трасса до посёлка Усть-Цильма.


По дороге - посёлок Ижма, где живут коми. Разговаривают тут тоже в основном на коми. Посёлок старинный, стоит посетить. Хотел заглянуть в музей, который мне очень советовали, но увы, он не работал в воскресение.


Рядом течёт река Ижма. Очень красивая.


Погуляв, поехал дальше к парому.


Названия деревень по дороге.


Ещё немного, и вот она Печора! Отсюда завтра должен отойти баржа в Нарьян-Мар.


Рядом паром-переправа чтобы ехать в Усть-Цильму.


Хотя указывается, что паром отплывает из Щельяюра, место это довольно далеко от Щельяюра. Здесь ничего нет, даже связь не ловится. Вокруг приехало некоторое количество машин 83-rus, и несколько камазов. Все ждут завтрашнюю баржу. Мужики в ожидании флота согреваются.


Утром


Погрузились, отплыли. Плыть ровно сутки! Стоимость места в каюте 2000 р.


Виды потрясные вокруг. Сотни километров - и не души. А ещё белые ночи.


И вот утром на горизонте появляется столица Ненецкого края! Город Нарьян-Мар.


Нарьян-Мар - город контрастов!


В нём я провёл полтора дня, а назад уплыл на этой же барже. Существуют также и быстрые катера до Усть-Цильмы, за 4700 р. Но они шли в неудобные для меня дни.


На обратном пути заехал в Ираёль в надежде сесть на пригородный поезд до Печоры. Но увы, опоздал минут на 10. Т.к. других поездов в ближайшее время не намечалось, выдвинулся стопом.


В посёлке Зеленоборск следы узкоколейки в виде гаража


Снова Печора. На этот раз и река и город. Чтобы попасть в город, необходимо пересечь реку на пароме.


При этом пассажирам ехать на пароме нельзя, для них ходят пассажирские лодки.


Сам город Печора - ну вы поняли


Интересен тем, что из него открывается живописный вид на реку Печору. И Печорскую ГРЭС.


Из Печоры дальше уж дорог нет никаких. Можно было сесть на вечерний поезд и утром оказаться уже в Воркуте. Но я решил не спешить, переночевал в гостинице около вокзала и утром поехал на пригородном поезде в Инту.


Инта знаменита своей башней, которую проектировал шведский архитектор, сидевший в лагере в 50-е годы.


Про то, как я глупо потерял возможность уехать в Воркуту на рабочем поезде, уже рассказывал. Зато увидел местный рок-фестиваль! Рок-фестиваль в далёком райцентре Коми - это сильно!


На следующее утро уже приехал-таки в Воркуту. На подъезде начинается настоящая тундра!


Воркута - город впечатляющий много чем. Сталинская архитектура, разруха, упадок, сохранившиеся советские артефакты.


Город, похоже, вообще почти не изменился с советского времени. Новых зданий нет, старые почти не ремонтируются, а благоустройство улиц и дворов - вообще вещь тут немыслимая. В лучшем случае, они убостроены так, как это делали в советское время, в большинстве же случаев дворы являют собой пустыри.


Вокруг Воркуты есть так называемое, "Воркутинское кольцо" - цепь пришахтных посёлков и самих шахт. Некоторые из них закрыты и выселены, в некоторых ещё теплится жизнь. Выглядит всё одинаково депрессивно. Множество брошенных домов.




На следующий день, направился в Лабытнанги, новый регион - Ямало-Ненецкий автономный округ.
Поезд №653/654 "Воркута - Лабытнанги". Подъезжаем к Полярному Уралу.


Как я уже писал, основной контингент этого поезда - немного местных жителей, туристы и нефтяники


К вечеру приезжаем в Лабытнанги. Благополучность региона можно оценить уже сразу по вокзалу, который обслуживает лишь два поезда в день


Переправа через Обь




И очередной шок. Свежий сияющий новизной Салехард


Город находится недалеко от Воркуты но по сути является полной его противоположностью. По моим оценкам нового жилого фонда тут от 40 до 60%.


Сделаны парки, скверы, аллеи. Создан огромный парк победы и воинской славы. Я предполагал, что Салехард выглядит более-менее прилично, но не мог представить, чтобы прямо настолько. Фактически это второй Сочи. Только на Полярном круге.


Съездил в деревню Горнокнязевск на берегу Оби.


Для исследования Салехарда человек, у которого я останавливался, дал мне свой велосипед (спасибо ему за это!). Катался два дня, объехал весь город.


Кстати, снят он на фоне небольшого сохранившегося участка 501-й стройки!


Ну пора бы и двигаться назад! На обратном пути я осмотрел сами Лабытнанги. Городок выглядит поскромнее Салехарда, но в целом тоже неплохо.


А вот это газпромовский поезд на станции Обская (в черте Лабытнангов). Тут я бегал искал место посадки на РЖД-шный поезд.


Вот и оно (и сам поезд "Л-и - Воркута")


На обратном пути погода совсем испортилось - полил дождь, сопровождаемый промозглым ветром.


Захотелось срочно эвакуироваться на юг. Благо это и планировалось уже сделать. Доехал на местном поезде до станции Сейда, где сел на поезд "Воркута - Москва".


На нём ехал сутки.


Здесь я покинул поезд



Мне оставалось лишь заехать в Плесецк, где клубом КТП проводилась покатушка на мотрисе по ведомственной ж.д. линии "Североонежск - Янгоры".


Покатушка прошла отменно.


Вот и всё. В Плесецке я вместе с некоторыми другими участниками покатушки сел в поезд "Архангельск-Москва" и направился домой. Мне повезло, утром мой вагон стал последним, можно было снимать виды "из кабины машиниста" :)


мост через Волгу


Отчёты по конкретным местам вскоре последуют.




Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments