komi (komi) wrote,
komi
komi

Category:

Герман Сергеевич Тонков. Живые иконы. Вечная память.

Тонков Герман Сергеевич – иконописец, работавший в формах и традициях византийской и древнерусской иконописи.


В своем творчестве Тонков ориентировался, как и большинство современных иконописцев, на древнерусскую икону, пытаясь постичь тайну ее высокой духовности и секреты мастерства. Это не удивительно. Как считает архимандрит Зинон, для русских иконописцев после принятия христианства на Руси образцами служили византийские иконы, а сейчас – всё древнерусское наследие. Творческие и духовные ориентиры мастера – русская икона XII–XV вв., творчество Андрея Рублева, Дионисия.
Сегодня можно уже говорить о сложившемся «почерке» мастера. Его иконы узнаваемы внутренней напряженностью, часто – контрастом заостренных и плавных контуров, тщательной, всегда индивидуальной напряженностью колорита, локальностью цвета, обилием открытого красного. Лики на его иконах строги и печальны.
В 1996 г. он написал икону «Чудо от иконы Пресвятой Троицы, нарицаемой Зырянской» («Приезд Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на празднование юбилея 600-летия со дня Успения Св. Стефана Пермского». 1997 г.).

По его словам, «приезд высшего церковного иерарха в Коми край впервые за 600 лет – подлинное чудо». В трех регистрах иконы последовательно раскрываются события этого «чуда» – «Сретение иконы Пресвятой Троицы», «Освещение иконы Св. Стефана Пермского патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым», «Хождение со кресты», «Закладка Алексием II церкви Св. Стефана Пермского». Созданием развернутой иконографии, для которой он избрал каноническую форму симметричной композиции, Тонков продолжил древнюю традицию, закреплявшую чудесные события церковной истории в новых изводах.
Местные традиции почитания святых получили развитие в целом ряде новых иконографических изводов, созданных Тонковым. Прежде всего, это, конечно же, работа над образом Св. Стефана Пермского – святителя и просветителя коми-зырян. Тонков углубился в жития святого, в специальные исследования о нем, лицевые и толковые иконописные подлинники, дающие очень скудные сведения об облике Св. Стефана Пермского. Ранних иконографических источников не сохранилось, несмотря на то, что Стефан Пермский входил в число наиболее почитаемых в Коми крае святых, и в прошлом ни один храм края не обходился без его образа, – до нашего времени дошли лишь единицы икон поздней иконографии, среди которых житийные составляют большую редкость.

Разрабатывая иконографию житийной иконы Святого Стефана («Святитель Стефан Пермский в житии». 1995 г.), Тонков избрал за основу иконографическую схему митрополичьих икон Дионисия («Митрополит Петр» и «Митрополит Алексий»). В среднике с распростертыми в благословляющем жесте руками изображен святой Стефан. Его облик создан на основе иконописных подлинников, однако, многое в нем – от внутреннего «зрения» иконописца. Так, например, в лике Стефана обращает на себя внимание «неоднозначность» выражения, проявляющаяся в изломе бровей, – сочетание строгости, даже грозности и величавого спокойствия и умиротворения.
Звучный колорит, обилие красного в цветовом строе, в исподе фелони, жесткость линии рисунка ломаных складок, призваны подчеркнуть в образе Стефана силу духа и мощь в вере. В двадцати клеймах разворачиваются сцены жития, изображенные с максимальной полнотой на основе разновременных источников. Тонков обыгрывает «дионисиевский» прием плавного перетекания разделенных ритмично повторяющимися вертикалями палат клейм жития в верхнем и нижнем регистрах, создающий особую ритмику, музыкальность повествования. Икона, находящаяся сейчас в Епархиальной церкви, была освящена Патриархом Алексием II, а также получила сертификат Российского Союза антикваров как уникальная культурная ценность, вывоз которой за пределы России запрещен.

В цикле икон, прославляющих образ святого Стефана – «Стефан Пермский с Деисусом и избранными святыми» (1996 г., Собственность Сыктывкарской епархии), «Икона Боголюбивой Божией Матери» (1998 г., Собственность детской газеты «Радуга»). Изображение местночтимого святого в предстоянии Богородице некогда было общерусской традицией. Иконография символизировала ходатайство святого перед Богородицей за род людской и заступничество Богородицы перед Христом. События в иконе развиваются по принципу диалога (в соответствии со сложившимся каноном) – Стефан молит Богородицу, а Она ходатайствует перед Спасителем. Спас дает Свой ответ на развернутом свитке. Особенности иконографии Тонкого – изображение персонажей на фоне Благовещенской церкви – первого в Коми крае храма, основанного Стефаном Пермским. Среди припадающей новообращенной братии – Прокопий Устюжский – предтеча Стефана Пермского, один из самых почитаемых в нашем краю святых. Икона пронизана теплым чувством, которое ощутимо в каждой детали – от названия иконы – не Боголюбская, а Боголюбивая – до «живого облика» чудесного облачка, на котором Богородица является взору святого.
Продолжение работы над образом святого Стефана Пермского нашло свое отражение в иконе «Стефан Пермский», созданной для западного фасада Стефановского собора г. Сыктывкара. Работа над образом потребовала от мастера решения новых задач. Тондо диаметром 1,5 м находится на высоте 30 метров от земли. При такой удаленности от зрителя неизбежны искажения восприятия. Чтобы избежать их, иконописец избрал для композиции не поясной срез, как это часто встречается в медальонах, а оплечный, что позволило увеличить лик. Обращенный в пространство города, он освящает его своим присутствием.


Tags: Герман Сергеевич Тонков, иконописец, мастер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments